Даже при наличии бюджета компания рискует столкнуться с нехваткой финансов, провалами в достижении целей и непродуктивным планированием. Но существуют критерии, которые могут подсказать верное направление и помочь в оценке процесса бюджетирования.
Эксперты «Финансиста» рассказали, как убедиться, что бюджетирования в компании работает исправно.
Согласованность с целями компании
Если бюджет — рабочий инструмент, а не номинальная таблица с цифрами, то он связывает показатели и стратегические цели. Это даёт топ-менеджменту как традиционные финансовые бюджеты, так и нефинансовые планы с драйверами для мониторинга развития стратегии.
Наличие управляющего
Эффективное бюджетирование требует куратора, место которого обычно занимает финансовый директор. Задача финдира — координация данных по центрам финансовой ответственности (ЦФО), то есть по бюджетам отделов.
Разработка таких бюджетов лежит на сотрудниках соответствующих подразделений. Например, коммерческий директор отвечает за объём продаж, руководитель отдела логистики — за перевозки, а HR контролирует затраты на работников.
Инструкции и нормативы
Грамотное бюджетирование требует определённого норматива, который включает:
- стандартный формат бюджета;
- общий словарь терминов с чёткими определениями;
- общепринятую систему;
- временные рамки для разработки;
- установленные категории бюджета и специальные нормы для каждого центра;
- специфические нормы и драйверы для всех ЦФО;
- образцы для планов, которые не связаны с финансами.
База данных с архивами
Специалисты «Финансиста» считают наличие ретро-базы одним из важным критерием бюджетирования. Она должна иметь совпадающие данные минимум за пару прошедших периодов. Такая база должна иметь данные для изучения показателей ЦФО, в частности информацию по продажам и затратам.
Руководство пользователя
Предприятие располагает детальными инструкциями для работников. Если бюджетирование было автоматизировано, это тоже должно получить отражение в руководстве.
Программы поощрения
Грамотное бюджетирование:
- воздействует на мотивацию сотрудников.
- распределяет ответственность между участниками процесса.
Координация с управленческим учётом
Управленческий учёт применяет ту же экономическую классификацию, что и бюджетирование. Такой подход облегчает координацию и анализ финансовых транзакций предприятия.