Специалисты из «Финансиста» объяснили, как оценить эффективность бюджетирования по 7 критериям

15 апреля 2024, 16:02

Даже при наличии бюджета компания рискует столкнуться с нехваткой финансов, провалами в достижении целей и непродуктивным планированием. Но существуют критерии, которые могут подсказать верное направление и помочь в оценке процесса бюджетирования.

Эксперты «Финансиста» рассказали, как убедиться, что бюджетирования в компании работает исправно.

Согласованность с целями компании

Если бюджет — рабочий инструмент, а не номинальная таблица с цифрами, то он связывает показатели и стратегические цели. Это даёт топ-менеджменту как традиционные финансовые бюджеты, так и нефинансовые планы с драйверами для мониторинга развития стратегии.

Наличие управляющего

Эффективное бюджетирование требует куратора, место которого обычно занимает финансовый директор. Задача финдира — координация данных по центрам финансовой ответственности (ЦФО), то есть по бюджетам отделов.

Разработка таких бюджетов лежит на сотрудниках соответствующих подразделений. Например, коммерческий директор отвечает за объём продаж, руководитель отдела логистики — за перевозки, а HR контролирует затраты на работников.

Инструкции и нормативы

Грамотное бюджетирование требует определённого норматива, который включает:

  • стандартный формат бюджета;
  • общий словарь терминов с чёткими определениями;
  • общепринятую систему;
  • временные рамки для разработки;
  • установленные категории бюджета и специальные нормы для каждого центра;
  • специфические нормы и драйверы для всех ЦФО;
  • образцы для планов, которые не связаны с финансами.

База данных с архивами

Специалисты «Финансиста» считают наличие ретро-базы одним из важным критерием бюджетирования. Она должна иметь совпадающие данные минимум за пару прошедших периодов. Такая база должна иметь данные для изучения показателей ЦФО, в частности информацию по продажам и затратам.

Руководство пользователя

Предприятие располагает детальными инструкциями для работников. Если бюджетирование было автоматизировано, это тоже должно получить отражение в руководстве.

Программы поощрения

Грамотное бюджетирование:

  • воздействует на мотивацию сотрудников.
  • распределяет ответственность между участниками процесса.

Координация с управленческим учётом

Управленческий учёт применяет ту же экономическую классификацию, что и бюджетирование. Такой подход облегчает координацию и анализ финансовых транзакций предприятия.