Итоги работы Амурского УФАС России за 2020

Итоги работы Амурского УФАС России за 2020

На вопросы отвечает руководитель Амурского УФАС России Александр Дегодьев
27 января 2021
В условиях пандемии Амурское УФАС России усилил контроль за обращением товаров, имеющих наибольшее социальное значение в сложившейся ситуации.  Речь идет о лекарствах и медицинских изделиях, продуктах питания, а также бензине.

Особое внимание уделяется также попыткам недобросовестной рекламы лекарств и БАДов, методов выявления или лечения коронавируса COVID-19.

Завышалась ли стоимость на медицинские маски, кому жаловаться на быстро растущую цены на бензин? Кто использует для своего продвижения недобросовестную рекламу, и как часто специалисты организуют проверки в отношении закупочной деятельности.

На эти и другие вопросы читатели «Порт Амура» могут узнать в ходе онлайн конференции у руководителя Амурское УФАС России Александра Дегодьева.

Интересующие вопросы вы можете задавать в течение ближайших 14 дней. Конференция продлится до 10 февраля. Свои обращения оставляйте здесь либо присылайте на наш электронный адрес news@portamur.ru.

Ваш вопрос появится на сайте после проверки модератором. К публикации не допускаются сообщения, содержащие оскорбления, нецензурную лексику, троллинг и скрытую рекламу.
Олег спрашивает:
Добрый день! Что ваше ведомство думает по поводу такого дикого роста цен на бензин? Вы планируете с этим что-то делать?
Ответ
Добрый день, Олег. Вопрос ценообразования на рынках нефтепродуктов на сегодняшний день остается одним из актуальных и животрепещущих вопросов, в том числе и для антимонопольных органов.

Работа контролирующих органов в этом направлении ведется постоянно. В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на топливных рынках, Амурское УФАС России в соответствии с поручениями ФАС России осуществляет ежедневный и еженедельный мониторинги оптовых и розничных цен на нефтепродукты.

В каждом случае выявления фактов роста цен по данным мониторингов антимонопольными органами исследуются обстоятельства такого роста на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе на предмет злоупотребления хозяйствующим субъектами доминирующим положением, а также на предмет выявления между хозяйствующими субъектами антиконкурентного ценового сговора.

В 2020 году в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках по реализации нефтепродуктов на территории Амурской области, признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлялись. Не смотря на окончание срока действия соглашений, заключенных между хозяйствующим субъектами, реализующими нефтепродукты, и правительством Российской Федерации и направленных на сдерживание роста цен на топливо в пределах годового уровня инфляции, хозяйствующие субъекты продолжают придерживаться определенной указанными соглашениями политики сдерживания цен.

По данным мониторингов и проводимых управлением исследований следует, что динамика изменения цен у хозяйствующих субъектов на рынке моторного топлива в Амурской области различна, что может свидетельствовать об отсутствии ценового сговора между участниками соответствующего товарного рынка. Как правило, в ходе исследования данных мониторингов, наблюдается, что темпы роста розничных цен не превышают темпы роста закупочных цен, а также не превышают темпы роста индекса потребительских цен – инфляции.

Антон спрашивает:
Кого-нибудь реально за повышение цен в прошлом году наказали?
Ответ
В 2020 году Амурским УФАС России вынесено 1 решение в отношении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в г. Благовещенске на рынке услуг по предоставлению мест на опорах контактной сети и наружного освещения для размещения волоконно-оптического кабеля связи, нарушение выразилось в установлении монопольно высокой цены на услуги по предоставлению мест на опорах контактной сети и наружного освещения для размещения волоконно-оптического кабеля связи. В иных случаях, по заявлениям, связанным с ценообразованием, в 2020 году признаки нарушений антимонопольного законодательства не выявлялись.

При этом следует отметить, что сам по себе какой-либо факт повышения стоимости не во всех абсолютно случаях содержит в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган в рамках своих полномочий может рассматривать факты повышения цены на предмет злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке, если он такое положение занимает, либо на предмет заключения между несколькими хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цен.

В любом случае, каждый факт повышения цены, ставший известным антимонопольному органу, исследуется на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Алексей спрашивает:
Сколько сотруников работат в вашей организации и сколько тратят денег налогоплательщиков в год на деятельность вашей службы?
Ответ
Здравствуйте, Алексей. В 2020 году Амурским УФАС России в осуществлении контрольных мероприятий в рамках полномочий службы было задействовано 14 специалистов управления, общий штат управления с обеспечивающими специалистами составляет 17 человек. Затраты на проведение контрольных мероприятий составили около 151 тысячи рублей.

При этом, для сравнения, в 2015 году в осуществлении контрольных мероприятий в рамках полномочий службы было задействовано 16 специалистов управления, при общей штатной численности 22 человека, затраты на проведение контрольных мероприятий составляли около 384 тысяч рубелей.

В антимонопольных органах постоянно проводится работа по оптимизации и совершенствованию выполнения контрольных функций в целях повышения их эффективности при уменьшении общих затрат на их выполнение.
Кирилл спрашивает:
Здравствуйте! Подскажите, а какой завышение цены вы считаете не законным? Как эта схема работает? Потому что цены растут везде с дикой скоростью, а никто не наказывает(
Ответ
Здравствуйте, Кирилл. Критерии для определения цены монопольной высокой установлены статьей 6 Закона «О защите конкуренции».

Так, цитируя указанную норму, следует отметить, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Этой ж нормой предусмотрены случаи, когда цена при соблюдении вышеуказанных условий не может быть признана монопольно высокой, в частности, цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, либо если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке и другие условия.

В каждом случае, специалисты антимонопольных органов анализируют факты повышения цен на наличие вышеуказанных условий, при необходимости запрашиваются и анализируются сведения (в том числе по иным субъектам Российской Федерации) о наличии сопоставимых товарных рынков.

Василий спрашивает:
Можно ли заключить договор поставки на медицинские маски и дезинфицирующие средства без проведения торгов?
Ответ
В связи с тем, что распространение коронавирусной инфекции 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, слуг, требуемых в связи с возникновением таких обстоятельств, у единственного поставщика согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Такая закупка может быть осуществлена при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 15.04.2020 № 24-05-05/30387.
Максим спрашивает:
В каких случаях сведения о контрагенте по контракту вносятся в реестр недобросовестных поставщиков?
Ответ
Частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий контракта.

Екатерина спрашивает:
Возможно ли приостановить исполнение контракта, если в период пандемии у поставщика отсутствовала возможность его исполнения (изоляция сотрудников, больничный лист и др.)

Ответ
В соответствии с частью 65 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Из вышеназванной нормы следует, что для изменения контракта по данному основанию для заключения дополнительного соглашения между сторонами по контракту необходимо письменное обоснование внесения изменений в контракт. Оно должно быть основано на решении Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

До заключения дополнительного соглашения поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если из-за изменения возникают новые, необеспеченные обязательства и изначально заказчик установил требование об обеспечении исполнения контракта.

В иных случаях изменение срока исполнения контракта (поставки товара) будет являться нарушением действующего законодательства о контрактной системе.

Между тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV в 2021 году.
Татьяна спрашивает:
Добрый день! Меня зовут Татьяна, я будущий юрист, в этом году заканчиваю университет. Хочется найти интересную работу со стабильным заработком, в этом плане привлекает госслужба. К тому же растет престиж государственной службы, а так как специализация юристов на антимонопольном праве востребована, работа в антимонопольных органах для меня в приоритете, как возможность для начинающего юриста получить огромный опыт. У меня к вам вопрос, Александр Сергеевич, какие требования предъявляются к претендентам на должность госслужащих, возможно ли устроиться на работу в Амурское УФАС вчерашнему выпускнику вуза? И еще вопрос, есть распространенное мнение, что на госслужбе неконкурентоспособные зарплаты, насколько это соответствует истине?
Ответ
Татьяна, вы правы, престиж государственной службы с каждым годом выше. При этом нужно понимать, объем работы в госструктурах велик, требует максимальной интенсивности, необходимо соблюдать определенные условия – уметь работать в команде, неукоснительно соблюдать служебную этику и нормы законодательства.

            Начинающий сотрудник будет зарабатывать меньше, чем люди с таким же образованием в коммерческом секторе, но с увеличением стажа госслужбы, с получением классного чина, повышается и уровень заработной платы, так же существуют ежеквартальные премии.  Но и с нематериальной точки зрения у службы в Амурском УФАС России есть свои плюсы -  это стабильность, получение колоссального опыта, интересная работа в небольшом, но очень дружном коллективе, скучно не бывает. И мы очень рады, когда к нашей деятельности, к антимонопольной службе проявляют интерес молодые, начинающие специалисты, мы всегда им рады, для старшекурсников вузов есть возможность пройти практику в нашем управлении, получить незаменимый опыт работы.

            Поступить на государственную гражданскую службу в Амурское УФАС России можно по результатам конкурса в соответствии со ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".  В конкурсе могут принять участие граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Выпускник вуза по результатам конкурса может претендовать на должности гражданской службы старшей группы должностей, где не предъявляются требования к стажу, либо на должности младшей группы, назначение на которые возможно без проведения конкурса, либо на включение в кадровый резерв управления. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям. Объявление о проведении конкурса размещается на официальном сайте Амурского УФАС России, на сайте ФАС России, а также в информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации". Более подробно с условиями поступления на службу в Федеральную антимонопольную службу по Амурской области можно ознакомиться на официальном сайте управления (https://amur.fas.gov.ru) в разделе "Госслужба", а также на официальном сайте ФАС России (https://fas.gov.ru) в разделе «Государственная служба».
Инна спрашивает:
Если говорить о ценах, выявлялись ли УФАС в 2020 году факты необоснованно повышения стоимости продуктов питания, в том числе в связи с распространением коронавируса и закрытием границ с Китаем, какие меры принимались?
Ответ
Здравствуйте, Инна! Действительно начало года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции серьезно сказалось на рынке продуктов питания, в том числе в связи с ограничением ввоза овощной продукции из Китая и повышением цен на нее.

Это вызвало и всплеск обращений граждан в антимонопольные органы. Как мы помним, чаще всего возникали вопросы стоимости огурцов, помидоров, перца, а также имбиря и лимонов.

Помимо рассмотрения подобных обращений поручениями ФАС России территориальным органам были даны задания осуществлять оперативные мониторинги цен на продукты питания.

Вся собираемая информация детально анализировалась на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе и на предмет сговора продавцов либо поставщиков, направленного на создание искусственного дефицита и поддержание цен, однако подобные признаки, в частности признаки необоснованного повышения цен, не выявлялись. Отдельные меры административного воздействия предпринимались в отношении хозяйствующих субъектов, предоставлявших недостоверную информацию в антимонопольный орган. Надо отдать должное, предпринимательское сообщество в такой период, оказавшись также в сложной ситуации, тем не менее старалось осуществлять деятельность в правовом поле, не допуская нарушение закона.
Сергей спрашивает:
2020 год повлиял на все сферы деятельности, какие-то предприниматели прекратили свою деятельность, какие-то выживали как могли, может быть и недобросовестно. В связи с этим увеличилось ли или уменьшилось количество выявляемых УФАС нарушений в 2020 году в новых условиях существования экономики?
Ответ
Добрый день, Сергей! Говоря сухим языком статистики, можно отметить, что по итогом деятельности Амурского УФАС Росси в 2020 году по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции» заявлений, поступивших от различных хозяйствующих субъектов и физических лиц, рассмотрено на 22 % больше по сравнению с 2019 годом, значительную долю при этом составили заявления по предполагаемым заявителями фактам злоупотребления доминирующим положением, то есть связанным с осуществлением монополистической деятельности (160 заявлений по этому направлению против 106 аналогичных заявлений в 2019 году).

Прирост в большей мере обеспечен за счет заявлений, связанных с вопросами ценообразования на продукты питания в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

А вот по итогам рассмотрения поступавших в Амурское УФАС России заявлений в 2020 году наблюдалось незначительное снижение количества рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства - на 23 % меньше по сравнению с прошлым годом (2020 год – 23, 2019 год – 26).

Наибольшее количество дел рассмотрено по фактам злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением, по фактам нарушения запретов на действия (акты) органов власти, приводящих к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также по фактам ограничения конкуренции на торгах, в том числе для муниципальных нужд (либо заключение соглашений в обход конкуренции на торгах).

Но количество выявляемых нарушений помимо рассматриваемых дел определяется также и количеством выдаваемых предупреждений об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства (добровольное их выполнение позволяет не только устранить нарушение, но и избежать довольно-таки серьезной административной ответственности).

В 2020 году Амурским УФАС России выдано 19 предупреждений об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства, что на 20 % меньше по сравнению с 2019 годом, из них 5 - по фактам злоупотребления доминирующим положением и 14 органам местного самоуправления по фактам совершения действий (бездействия), приводящих к ограничению конкуренции.

Таким образом, можно прийти к выводу, что при общем росте обращений по фактам нарушения антимонопольного законодательства, количество выявляемых нарушений снизилось. Анализировать и делать какие-либо выводы при этом рано, складывающуюся ситуацию на товарных рынках отслеживать необходимо в динамике, в том числе и по показателям текущего периода, когда экономика начнет оправляться от последствий, связанных с распространением коронавируса.  
Александр спрашивает:
Последний месяц постоянно какие-то проблемы с бензином, то цены растут, то дефицит и очереди на заправках, что с этим делают антимонопольщики?
Ответ
Здравствуйте, Александр!

По вопросу контроля цен на нефтепродукты, ответ был дан ранее. К нему в дополнение следует отметить, что по данным проводимых Амурским УФАС России мониторингов рост цен в январе текущего года фиксировался у одного из крупных продавцов, в адрес которого направлен запрос обоснования повышения цены, представленная в ответ информация будет оценена, будет принято соответствующее решение о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства и о необходимости или нет принятия мер реагирования.

Кроме того, в настоящее время поступила информация о росте цен на бензин в г. Свободном, эти обстоятельства также проверяются.

Что же касается дефицита топлива, то Амурским УФАС России при анализе информации, размещенной в средствах массовой информации, были выявлены сведения о дефиците топлива на АЗС Амурской области, в частности, принадлежащих АО «ННК-Амурнефтепродукт».

В связи с этим в адрес АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», АО «ННК-Амурнефтепродукт» были направлены запросы сведений об обстоятельствах прекращения поставок топлива марок АИ-92 и АИ-95 и их отсутствия на АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт» в Амурской области в конце января 2021 года и в первых числах февраля 2021 года. По мере поступления запрашиваемой информации и ее анализа, будет дана оценка действий указанных хозяйствующих субъектов на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Проведенный управлением мониторинг АЗС также выявил факты отсутствия бензина марок АИ-92, АИ-95 на АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт» с указанием для потребителей на причины отсутствия продаж как «технический перерыв» и «ремонт». Кроме того, были выявлены факты отсутствия продаж бензина марок АИ-92 и АИ-95 и на АЗС ряда иных хозяйствующих субъектов.

Указанные обстоятельства также требует анализа на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, заявления, обращения по вопросам дефицита топлива в Амурской области, в том числе на АЗС АО «ННК-Амурнефтепродукт», в январе 2021 года не поступали, а в феврале в Амурское УФАС России поступило 1 заявление по факту отсутствия бензина марок АИ-92, АИ-95 на АЗС г. Благовещенска, по изложенным в заявлении обстоятельствам направлены запросы указанным в заявлении хозяйствующим субъектам.

Таким образом, ситуация с дефицитом топлива находится под пристальным вниманием Амурского УФАС России. Действиям хозяйствующих субъектов будет дана оценка, исходя из которой и будет приниматься решение о применении каких-либо мер реагирования или нет.